«Утверждаю»

Директор МОУ «Солонецкая ООШ»

Л.Н.Кубышкина

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение  Каширского муниципального района  Солонецкая основная общеобразовательная школа.

 

 

 

 

«Обеспечение безопасности условий для учащихся и развитие здоровьесберегающих технологий в условиях комплексного проекта модернизации образования»

(Школьная целевая программа «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»)

 

 

Разработали:                                     директор школы Кубышкина Л.Н.,

преподаватель физ/к. Лялин Н.С. 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье – это драгоценность, и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил,  трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

В последнее время все общество с тревогой говорит о демографическом кризисе в нашей стране, разработана президентская программа по повышению рождаемости. Но есть и другая проблема, не менее важная, а именно: сохранение здоровья уже родившихся детей. А между тем, анализ физического и психологического здоровья детей и взрослых показывает тот плачевный уровень, на котором они находятся. Этому есть много причин:

–            низкий материальный уровень существования многих семей и как следствие этого – плохое питание и условия проживания;

–            возрастание уровня тревожности в среде родителей, неуверенность в завтрашнем дне и отражение этого на детях;

–            низкий уровень бесплатного медицинского обслуживания и отсутствие средств на оказание квалифицированной медицинской помощи при многих серьезных заболеваний;

–            возрастание школьных учебных нагрузок, связанных с усложнением программ, введением новых предметов;

–            все более широкое распространение в детской среде курения, алкоголя, наркотиков;

–            несформированность ценностного отношения к своему здоровью как у родителей, так и детей;

–            недостаточная пропаганда педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

 

При медицинском обследовании 6-7-летних детей на готовность к обучению отмечается слабое физическое развитие, наличие хронических заболеваний: снижена масса тела, понижен гемоглобин. При обследовании психологом отмечается, что с каждым годом снижается уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти. Увеличивается количество детей с дефектами речи. При ежегодном медицинском обследовании учащихся отмечается рост числа заболеваний органов дыхания, зрения, желудочно-кишечного тракта, нервно-психических, эндокринной системы, системы кровообращения.

 

Исходя из того, что только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться успехов в жизни, создать семью, быть полноценным гражданином своей страны, нашей школой разработана и принята школьная целевая программа с целью ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ – «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ», которая должна привлечь внимание всех субъектов образовательного процесса к проблемам, обозначенным выше, и ставит перед собой ведущую ЦЕЛЬ:

Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной личности, обладающей гуманистическими нравственными ориентациями.

 

Первым шагом на пути к созданию программы стал анализ состояния здоровья всех субъектов школьной жизни. Анализ физического и психического состояния здоровья учеников школы выявил следующее:

  1. 1.          Более 50-ти % учащихся имеют различные нарушения состояния здоровья, пониженный иммунитет.
  2. 2.        Ухудшение состояния здоровья детей произошло, в основном, за счет несбалансированного питания, нарушения режима дня, снижения двигательной активности, психологического дискомфорта.
  3. 3.        Ослабление зрения учащихся свидетельствует о большом объеме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года не менее 2-х раз, проведения ежедневных упражнений для глаз, витаминизации питания.
  4. 4.        На физическое и психическое здоровье учащихся самым негативным образом влияют вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
  5. 5.         Большое количество учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, нуждаются в лечебной физкультуре.

 

Соотношение количества практически здоровых детей, обучающихся в школе, и детей с различными отклонениями в здоровье таково:

 

2007/08

2008/09

2009/10

 

Вегето-сосудистая дистония 

 

 

 

Нарушение осанки

1

2

2

Снижение остроты зрения

2

1

2

Болезни нервной системы

 

 

 

Дефекты речи

 

 

 

Отставание в физическом развитии

 

 

 

Болезни эндокринной системы

 

 

 

Болезни желудочно-кишечного тракта

2

3

5

 

Анализ состояния образовательного процесса в школе позволил выделить следующие противоречия: между наличием мотивационной готовности учителя и учащихся к здоровому образу жизни и отсутствием технологической грамотности, обеспечивающей эту готовность.

Для улучшения качества образовательных услуг в МОУ «Солонецкая ООШ» и реализации комплексного проекта модернизации образования необходимо поставить следующие цели:

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  1. 1.          Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  2. 2.        Обеспечение безопасности и создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
  3. 3.        Формирование у родителей и учащихся школы ценностного отношения к своему здоровью.
  4. 4.        Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов.

 

Достижение данных целей  обеспечивается решением ряда ЗАДАЧ:

–            мониторинг состояния здоровья детей;

–            создание комплекса управленческих условий сохранения здоровья учащихся;

–            внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;

–            формирование здорового образа жизни;

–            формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголю, курению;

–            организация оздоровительной работы в учебное и внеурочное время;

–            развитие материально-технической базы с целью создания безопасных условий для сохранения здоровья учащихся.

 

Основные НАПРАВЛЕНИЯ работы

 

  1. 1.                Диагностика состояния здоровья:

–                  комплексная оценка состояния здоровья, физического развития;

–                  выявление подростков, склонных к алкоголизму, принимающих наркотики;

–                  применение таких немедикоментозных методов оздоровления, как: закаливание, различные виды гимнастики.

–                  организация оптимального режима труда.

  1. 2.              Профилактика здорового образа жизни:

–                  разработка и проведение в классах часов здоровья;

 

–                  организация активной работы по профилактике алкоголизма, наркомании и курения;

–                  организация внеклассной и внеурочной работы по здоровьесбережению учащихся.

 

  1. 3.              Консультационная работа:

–                  создание творческого коллектива учителей для практической     реализации программы;

–                  организация индивидуальных консультаций с наркологом для подростков и их родителей;

–                  координация совместной работы школы и семьи по формированию сохранению здоровья ребенка.

 

4. Учебно-воспитательный процесс:

–                  психолого-педагогическая оценка готовности к обучению учащихся;

–                  изучение индивидуальных и личностных особенностей учащихся, с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса;

–                  анализ и оценка адаптации учащихся к учебным нагрузкам;

–                  контроль за функциональным состоянием учащихся учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего утомления;

–                  двигательная активность детей в процессе обучения.

 

ЭТАПЫ

реализации программы

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2010 г.)

Подготовка школьного сообщества к восприятию программы и  деятельности по практической реализации целей и задач программы.

Принятие на педагогическом совете и Совете школы школьной целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ».

Разработка и принятие  перспективного плана реализации программы. Определение основных направлений деятельности школы по  практической реализации программы.

 

ВТОРОЙ ЭТАП – проектно-диагностический (декабрь – февраль 2010 года).

Обсуждение на  методическом совете возможных путей реализации целей и задач программы, планирование работы в данном направлении.

Планирование комплекса мероприятий (учебно-воспитательных, методических, внеклассных) по практической реализации программы. Создание комплекса управленческих условий сохранения здоровья учащихся, а именно:

–                  организационно-содержательных;

–                  информационно-аналитических;

–                  мотивационно-целевых;

–                  планово-прогностических;

–                  организационно-исполнительских;

–                  контрольно-диагностических;

–                  регулятивно-коррекционных.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП – практический (2010 -2011 учебный год)

Практическая реализация спланированных мероприятий.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – обобщающий (сентябрь-декабрь 2011 г.) 

Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей по реализации целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ».

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

реализации школьной целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

 

 

 

Основные НАПРАВЛЕНИЯ 

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

участников учебно-воспитательного процесса

УЧИТЕЛЯ

АДМИНИСТ-РАЦИЯ

УЧАЩИЕСЯ

РОДИТЕЛИ

I ЭТАП: подготовительный

Подготовка школьного сообщества к восприятию программы и к деятельности по практической реализации целей и задач программы.

 

Анализ состояния здоровья субъектов образовательного процесса.

 

 

+

 

 

Разработка программы

 

 

+

 

 

Принятие программы на педагогическом совете школы

 

+

+

 

 

Обсуждение и принятие программы на Совете школы

 

 

 

+

+

Определение основных направлений деятельности школы по  практической реализации программы, создание творческих групп по предполагаемым направлениям.

+

+

 

 

II ЭТАП: проектно-диагностический 

 

 

Создание условий успешной реализации целей и задач программы

Создание мониторинговой группы

 

+

+

 

 

Проведение диагностических исследований (тестирование, анкетирование, опросы)

+

+

+

+

Обсуждение на методическом совете возможных путей реализации целей и задач программы, планирование работы в данном направлении.

+

+

 

 

Планирование комплекса мероприятий (учебно-воспитательных, методических, внеклассных) по практической реализации программы.

+

+

 

 

Планирование работы школьной социально-психологической службы по практической реализации программы.

+

+

 

 

Планирование работы школьного самоуправления по  практической реализации программы.

 

+

+

 

Планирование работы родительского комитета и Попечительского совета по практической реализации программы.

 

+

 

+

Создание комплекса управленческих условий сохранения здоровья учащихся.

 

 

 

 

III ЭТАП: практический

 

 

Практическая реализация программы

Внесение изменений в учебный план

+

+

 

 

Разработка здоровьесберегающих программ элективов-9.

+

 

 

 

Проведение учебно-воспитательных мероприятий согласно разработанному плану

+

+

+

+

  Диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время       

 

 

+

 

Апробация и применение новых здоровьесберега-ющих технологий

+

+

 

 

Изучение и корректировка факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье учащихся

+

+

 

 

Формирование  информационно-методического фонда, разработок учителей и воспитателей по здоровьесбереганию учащихся

+

+

 

 

Совершенствование работы психологической службы школы

 

+

 

 

IV ЭТАП: обобщающий

 

Обобщение итогов работы по практи-ческой реализации программы

Создание банка здоровьесберегающих технологий

 

+

+

 

 

Подготовка к выпуску книги «Школьная целевая программа «Здоровые дети»

 

 

+

 

 

Подготовка диагностико-аналитических материалов по итогам практической реализации программы

+

+

+

+

НАПРАВЛЕНИЯ

административной деятельности по сохранению и развитию здоровья учащихся школы

 

  1. 1.                  

Совершенствование нормативно-правовых условий, направленных на  сохранение и развитие здоровья учащихся

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

 

1.

Принятие школьной целевой программы «Здоровые дети» на педагогическом совете и Совете школы

Сентябрь

2010

Директор

2.

Образование секции «Здоровье» в составе Попечительского совета школы

Сентябрь 2010

Директор

3.

Включение в повестку заседаний Совета школы вопросов, связанных с совершенствованием работы школы по сбережению здоровья учащихся

Ежегодно

Директор

 

2.

Создание комплекса управленческих условий, способствующих сохранению и развитию здоровья учащихся

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

1.

Организация оздоровительных моментов (физминутки) в ходе уроков в 1-9 классах, подвижных игр с уч-ся начальной школы во время перемен

Сентябрь 2010 года,

 

постоянно

Учителя-предмет.

2.

Организация учебных занятий, исключающая факторы, вредно влияющие на здоровье учащихся

Октябрь,

постоянно

Учителя-предмет.

3.

Составление расписания с соблюдением гигиенических требований

Сентябрь 2010,

постоянно

Зам. директора

4.

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

Ежегодно

 

5.

Изучение психологического состояния детей, обучающихся в начальной школе, психологическая поддержка детей из неблагополучных семей.

2010/11, постоянно

Соц. педагог

6.

Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков.

Постоянно

 Классные руководители

7.

Проведение общешкольных родительских собраний по проблемам сбережения здоровья школьников

1 раз в год

Зам. директора, классные рук.

8.

Проведение психологических тренингов для учащихся 8-9 классов с целью формирования благоприятного морально-психологического климата в классах

Постоянно

Соц.педагог

9.

Проведение методических совещаний по проблеме использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий

Ноябрь 2010, ноябрь 2011

Зам. директора

 

3.

Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

1.

Оборудование спортзала

2011

Директор, учителя физкультуры

2.

Оборудование спортплощадки во дворе школы

2011

Директор, учителя физкультуры

3.

Оборудование кабинетов

2011

Директор,

зав. кабинетами

4.

Обеспечение учебно-методической литера-турой

Постоянно

Директор, библиотекарь

5.

Приобретение аптечек для оказания первой медицинской помощи

Постоянно

Шк. медсестра

6.

Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей

Постоянно

Шк. медсестра

 

4.

Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

1.

Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья учащихся

2010/11

Директор, заместитель

2.

Организация социологических исследований, опросов, анкетирования учеников, родителей, учителей

2010/11

Соц. педагог

Новосельцева Т.А.

3.

Выпуск школьной газеты

Через три месяца

Шк. Редколлегия

 


Содержательный КОМПОНЕНТ

здоровьесберегающего воспитания школьников различных возрастных категорий

СТУПЕНЬ обучения

 

 

 

 

Содержательный КОМПОНЕНТ

Первая ступень –

1-4 классы

Формирование гигиенической и физической культуры

Гигиеническая культура и приобщение к ней.

Уход за своим телом.

Культура питания. Культура сна.

Уход за одеждой, за жилищем.

Гигиена девочки и гигиена мальчика.

Культура поведения во время болезни.

Физическая культура. Походка, пластика,  ритмика, физические упражнения и подвижные игры для совершенствования организма

 

Вторая ступень –

5-7 классы

Формирование способности к саморегуляции

Осуществление самоконтроля физического развития и подготовленности; определение степени утомления по объективным и субъективным показателям; использование средств повышения работоспособности в режиме дня; выполнение физических упражнений для развития физических качеств (силы, выносливости); умение подобрать вид спорта для самостоятельных занятий.

Взаимосвязь компонентов здоровья, компонентов ЗОЖ, принципов ЗОЖ.

Ответственность человека за свое здоровье.

Сознательный отказ от вредных привычек, неприятие алкоголя и наркотиков, как факторов, разрушающих физическое и психическое здоровье.

Здоровье как необходимое условие высокой работоспособности в любом виде деятельности.

Возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека.

Способы повышения иммунитета.

Самонаблюдение, самооценка, взаимооценка как способы познания себя и других.

Взаимосвязь самооценки и здоровья.

Методы самовоспитания.

Третья ступень –

8 -9  классы

 Формирование идеала здорового образа жизни

Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) как условие успешного профессионального и семейного существования.

Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих.

Рефлексия как способ познания себя.

Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ.

Умение составлять индивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его.

Умение оценивать уровень резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; умение подбирать средства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимости от индивидуальных особенностей.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

проведения учебно-воспитательных мероприятий в рамках практической реализации школьной целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

 

 

Название мероприятия

 

Ответственный

 

Класс

Дата проведения мероприятия

 

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРПОРИЯТИЯ

Фестиваль уроков учителей-предметников в рамках методической недели «Формирование ценностного отношения к  здоровью – обязательный компонент воспитательного содержания урока»

 

 

Ноябрь 2010

 

Конкурс сочинений «Если хочешь быть здоров»

 

Косякова А.В.

 

Октябрь-ноябрь 2010

Проведение общешкольного праздника «День Здоровья»

 

Лялин Н.С.

 

Октябрь 2010

Научно-практическая конференция «В здоровом теле – здоровый дух»

Шипилова Т.Е.

9

Ноябрь 2010

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Разработка и внедрение элективо… Продолжение »

© sol-ooh