«Утверждаю»
Директор МОУ «Солонецкая ООШ»
Л.Н.Кубышкина
Муниципальное общеобразовательное учреждение Каширского муниципального района Солонецкая основная общеобразовательная школа.
«Обеспечение безопасности условий для учащихся и развитие здоровьесберегающих технологий в условиях комплексного проекта модернизации образования»
(Школьная целевая программа «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»)
Разработали: директор школы Кубышкина Л.Н.,
преподаватель физ/к. Лялин Н.С.
Здоровье – это драгоценность, и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монтень
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последнее время все общество с тревогой говорит о демографическом кризисе в нашей стране, разработана президентская программа по повышению рождаемости. Но есть и другая проблема, не менее важная, а именно: сохранение здоровья уже родившихся детей. А между тем, анализ физического и психологического здоровья детей и взрослых показывает тот плачевный уровень, на котором они находятся. Этому есть много причин:
– низкий материальный уровень существования многих семей и как следствие этого – плохое питание и условия проживания;
– возрастание уровня тревожности в среде родителей, неуверенность в завтрашнем дне и отражение этого на детях;
– низкий уровень бесплатного медицинского обслуживания и отсутствие средств на оказание квалифицированной медицинской помощи при многих серьезных заболеваний;
– возрастание школьных учебных нагрузок, связанных с усложнением программ, введением новых предметов;
– все более широкое распространение в детской среде курения, алкоголя, наркотиков;
– несформированность ценностного отношения к своему здоровью как у родителей, так и детей;
– недостаточная пропаганда педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
При медицинском обследовании 6-7-летних детей на готовность к обучению отмечается слабое физическое развитие, наличие хронических заболеваний: снижена масса тела, понижен гемоглобин. При обследовании психологом отмечается, что с каждым годом снижается уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, речи, памяти. Увеличивается количество детей с дефектами речи. При ежегодном медицинском обследовании учащихся отмечается рост числа заболеваний органов дыхания, зрения, желудочно-кишечного тракта, нервно-психических, эндокринной системы, системы кровообращения.
Исходя из того, что только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться успехов в жизни, создать семью, быть полноценным гражданином своей страны, нашей школой разработана и принята школьная целевая программа с целью ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ – «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ», которая должна привлечь внимание всех субъектов образовательного процесса к проблемам, обозначенным выше, и ставит перед собой ведущую ЦЕЛЬ:
Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной личности, обладающей гуманистическими нравственными ориентациями.
Первым шагом на пути к созданию программы стал анализ состояния здоровья всех субъектов школьной жизни. Анализ физического и психического состояния здоровья учеников школы выявил следующее:
- 1. Более 50-ти % учащихся имеют различные нарушения состояния здоровья, пониженный иммунитет.
- 2. Ухудшение состояния здоровья детей произошло, в основном, за счет несбалансированного питания, нарушения режима дня, снижения двигательной активности, психологического дискомфорта.
- 3. Ослабление зрения учащихся свидетельствует о большом объеме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года не менее 2-х раз, проведения ежедневных упражнений для глаз, витаминизации питания.
- 4. На физическое и психическое здоровье учащихся самым негативным образом влияют вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
- 5. Большое количество учащихся, страдающих хроническими заболеваниями, нуждаются в лечебной физкультуре.
Соотношение количества практически здоровых детей, обучающихся в школе, и детей с различными отклонениями в здоровье таково:
| 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 |
Вегето-сосудистая дистония | | | |
Нарушение осанки | 1 | 2 | 2 |
Снижение остроты зрения | 2 | 1 | 2 |
Болезни нервной системы | | | |
Дефекты речи | | | |
Отставание в физическом развитии | | | |
Болезни эндокринной системы | | | |
Болезни желудочно-кишечного тракта | 2 | 3 | 5 |
Анализ состояния образовательного процесса в школе позволил выделить следующие противоречия: между наличием мотивационной готовности учителя и учащихся к здоровому образу жизни и отсутствием технологической грамотности, обеспечивающей эту готовность.
Для улучшения качества образовательных услуг в МОУ «Солонецкая ООШ» и реализации комплексного проекта модернизации образования необходимо поставить следующие цели:
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- 1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- 2. Обеспечение безопасности и создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
- 3. Формирование у родителей и учащихся школы ценностного отношения к своему здоровью.
- 4. Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов.
Достижение данных целей обеспечивается решением ряда ЗАДАЧ:
– мониторинг состояния здоровья детей;
– создание комплекса управленческих условий сохранения здоровья учащихся;
– внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;
– формирование здорового образа жизни;
– формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголю, курению;
– организация оздоровительной работы в учебное и внеурочное время;
– развитие материально-технической базы с целью создания безопасных условий для сохранения здоровья учащихся.
Основные НАПРАВЛЕНИЯ работы
- 1. Диагностика состояния здоровья:
– комплексная оценка состояния здоровья, физического развития;
– выявление подростков, склонных к алкоголизму, принимающих наркотики;
– применение таких немедикоментозных методов оздоровления, как: закаливание, различные виды гимнастики.
– организация оптимального режима труда.
- 2. Профилактика здорового образа жизни:
– разработка и проведение в классах часов здоровья;
– организация активной работы по профилактике алкоголизма, наркомании и курения;
– организация внеклассной и внеурочной работы по здоровьесбережению учащихся.
- 3. Консультационная работа:
– создание творческого коллектива учителей для практической реализации программы;
– организация индивидуальных консультаций с наркологом для подростков и их родителей;
– координация совместной работы школы и семьи по формированию сохранению здоровья ребенка.
4. Учебно-воспитательный процесс:
– психолого-педагогическая оценка готовности к обучению учащихся;
– изучение индивидуальных и личностных особенностей учащихся, с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса;
– анализ и оценка адаптации учащихся к учебным нагрузкам;
– контроль за функциональным состоянием учащихся учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего утомления;
– двигательная активность детей в процессе обучения.
ЭТАПЫ
реализации программы
ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2010 г.)
Подготовка школьного сообщества к восприятию программы и деятельности по практической реализации целей и задач программы.
Принятие на педагогическом совете и Совете школы школьной целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ».
Разработка и принятие перспективного плана реализации программы. Определение основных направлений деятельности школы по практической реализации программы.
ВТОРОЙ ЭТАП – проектно-диагностический (декабрь – февраль 2010 года).
Обсуждение на методическом совете возможных путей реализации целей и задач программы, планирование работы в данном направлении.
Планирование комплекса мероприятий (учебно-воспитательных, методических, внеклассных) по практической реализации программы. Создание комплекса управленческих условий сохранения здоровья учащихся, а именно:
– организационно-содержательных;
– информационно-аналитических;
– мотивационно-целевых;
– планово-прогностических;
– организационно-исполнительских;
– контрольно-диагностических;
– регулятивно-коррекционных.
ТРЕТИЙ ЭТАП – практический (2010 -2011 учебный год)
Практическая реализация спланированных мероприятий.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – обобщающий (сентябрь-декабрь 2011 г.)
Обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей по реализации целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
реализации школьной целевой программы «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
Основные НАПРАВЛЕНИЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ участников учебно-воспитательного процесса | УЧИТЕЛЯ | АДМИНИСТ-РАЦИЯ | УЧАЩИЕСЯ | РОДИТЕЛИ |
I ЭТАП: подготовительный |
Подготовка школьного сообщества к восприятию программы и к деятельности по практической реализации целей и задач программы. | Анализ состояния здоровья субъектов образовательного процесса. | | + | | |
Разработка программы | | + | | |
Принятие программы на педагогическом совете школы | + | + | | |
Обсуждение и принятие программы на Совете школы | | | + | + |
Определение основных направлений деятельности школы по практической реализации программы, создание творческих групп по предполагаемым направлениям. | + | + | | |
II ЭТАП: проектно-диагностический |
Создание условий успешной реализации целей и задач программы | Создание мониторинговой группы | + | + | | |
Проведение диагностических исследований (тестирование, анкетирование, опросы) | + | + | + | + |
Обсуждение на методическом совете возможных путей реализации целей и задач программы, планирование работы в данном направлении. | + | + | | |
Планирование комплекса мероприятий (учебно-воспитательных, методических, внеклассных) по практической реализации программы. | + | + | | |
Планирование работы школьной социально-психологической службы по практической реализации программы. | + | + | | |
Планирование работы школьного самоуправления по практической реализации программы. | | + | + | |
Планирование работы родительского комитета и Попечительского совета по практической реализации программы. | | + | | + |
Создание комплекса управленческих условий сохранения здоровья учащихся. | | | | |
III ЭТАП: практический |
Практическая реализация программы | Внесение изменений в учебный план | + | + | | |
Разработка здоровьесберегающих программ элективов-9. | + | | | |
Проведение учебно-воспитательных мероприятий согласно разработанному плану | + | + | + | + |
Диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время | | | + | |
Апробация и применение новых здоровьесберега-ющих технологий | + | + | | |
Изучение и корректировка факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье учащихся | + | + | | |
Формирование информационно-методического фонда, разработок учителей и воспитателей по здоровьесбереганию учащихся | + | + | | |
Совершенствование работы психологической службы школы | | + | | |
IV ЭТАП: обобщающий |
Обобщение итогов работы по практи-ческой реализации программы | Создание банка здоровьесберегающих технологий | + | + | | |
Подготовка к выпуску книги «Школьная целевая программа «Здоровые дети» | | + | | |
Подготовка диагностико-аналитических материалов по итогам практической реализации программы | + | + | + | + |
НАПРАВЛЕНИЯ
административной деятельности по сохранению и развитию здоровья учащихся школы
- 1.
Совершенствование нормативно-правовых условий, направленных на сохранение и развитие здоровья учащихся
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1. | Принятие школьной целевой программы «Здоровые дети» на педагогическом совете и Совете школы | Сентябрь 2010 | Директор |
2. | Образование секции «Здоровье» в составе Попечительского совета школы | Сентябрь 2010 | Директор |
3. | Включение в повестку заседаний Совета школы вопросов, связанных с совершенствованием работы школы по сбережению здоровья учащихся | Ежегодно | Директор |
2.
Создание комплекса управленческих условий, способствующих сохранению и развитию здоровья учащихся
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1. | Организация оздоровительных моментов (физминутки) в ходе уроков в 1-9 классах, подвижных игр с уч-ся начальной школы во время перемен | Сентябрь 2010 года, постоянно | Учителя-предмет. |
2. | Организация учебных занятий, исключающая факторы, вредно влияющие на здоровье учащихся | Октябрь, постоянно | Учителя-предмет. |
3. | Составление расписания с соблюдением гигиенических требований | Сентябрь 2010, постоянно | Зам. директора |
4. | Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра | Ежегодно | |
5. | Изучение психологического состояния детей, обучающихся в начальной школе, психологическая поддержка детей из неблагополучных семей. | 2010/11, постоянно | Соц. педагог |
6. | Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков. | Постоянно | Классные руководители |
7. | Проведение общешкольных родительских собраний по проблемам сбережения здоровья школьников | 1 раз в год | Зам. директора, классные рук. |
8. | Проведение психологических тренингов для учащихся 8-9 классов с целью формирования благоприятного морально-психологического климата в классах | Постоянно | Соц.педагог |
9. | Проведение методических совещаний по проблеме использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий | Ноябрь 2010, ноябрь 2011 | Зам. директора |
3.
Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1. | Оборудование спортзала | 2011 | Директор, учителя физкультуры |
2. | Оборудование спортплощадки во дворе школы | 2011 | Директор, учителя физкультуры |
3. | Оборудование кабинетов | 2011 | Директор, зав. кабинетами |
4. | Обеспечение учебно-методической литера-турой | Постоянно | Директор, библиотекарь |
5. | Приобретение аптечек для оказания первой медицинской помощи | Постоянно | Шк. медсестра |
6. | Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей | Постоянно | Шк. медсестра |
4.
Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся
№ п/п | Наименование содержания | Сроки | Ответственные |
1. | Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья учащихся | 2010/11 | Директор, заместитель |
2. | Организация социологических исследований, опросов, анкетирования учеников, родителей, учителей | 2010/11 | Соц. педагог Новосельцева Т.А. |
3. | Выпуск школьной газеты | Через три месяца | Шк. Редколлегия |
Содержательный КОМПОНЕНТ
здоровьесберегающего воспитания школьников различных возрастных категорий
СТУПЕНЬ обучения | | Содержательный КОМПОНЕНТ |
Первая ступень – 1-4 классы | Формирование гигиенической и физической культуры | Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой, за жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения и подвижные игры для совершенствования организма |
Вторая ступень – 5-7 классы | Формирование способности к саморегуляции | Осуществление самоконтроля физического развития и подготовленности; определение степени утомления по объективным и субъективным показателям; использование средств повышения работоспособности в режиме дня; выполнение физических упражнений для развития физических качеств (силы, выносливости); умение подобрать вид спорта для самостоятельных занятий. Взаимосвязь компонентов здоровья, компонентов ЗОЖ, принципов ЗОЖ. Ответственность человека за свое здоровье. Сознательный отказ от вредных привычек, неприятие алкоголя и наркотиков, как факторов, разрушающих физическое и психическое здоровье. Здоровье как необходимое условие высокой работоспособности в любом виде деятельности. Возрастные особенности физического и психического развития и их влияние на здоровье человека. Способы повышения иммунитета. Самонаблюдение, самооценка, взаимооценка как способы познания себя и других. Взаимосвязь самооценки и здоровья. Методы самовоспитания. |
Третья ступень – 8 -9 классы | Формирование идеала здорового образа жизни | Факторы, влияющие на здоровье. Значение здоровья для успешной профессиональной деятельности, удовлетворительного положения в обществе, в коллективе, для семейного благополучия. Отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) как условие успешного профессионального и семейного существования. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Рефлексия как способ познания себя. Составление программы самовоспитания в рамках ЗОЖ. Умение составлять индивидуальный план ЗОЖ и реализовывать его. Умение оценивать уровень резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; умение подбирать средства для укрепления физического здоровья и комплексно применять их в зависимости от индивидуальных особенностей. |